среда, 8 ноября 2017 г.

100 лет хорошей женщине

Сегодня я хочу рассказать не о себе или своих работах, а о замечательном женщине Антонине Антоновне Зыковой, с которым мне довелось познакомиться и пожить некоторое время рядом. 29 октября 2017 года ей исполнилось 100 лет, родом она из Вологодской области, из многодетной семьи, их было 6 сестер в семье. Сегодня, когда она отмечает такую круглую дату, до которой не многие доживают, у нас с подругой возникло желание написать эту заметку как знак нашей любви к этому человеку, с которым связывает не родство по плоти, а родство душ. А правильнее сказать, это дружба, для которой нет преград в возрасте.
100 летный человек женщина Зыкова Антонина Антоновна
 Антонина Антоновна с дочерью Ниной

Я познакомилась с Антониной Антоновной, когда переехала в Сергиев Посад в 2001 году. Тогда у меня было желание купить комнату, которая была в трехкомнатной коммунальной квартире, что предполагало наличие других жильцов. И знаете, наверно, так везет очень редко. Жильцы там были на редкость спокойные, без претензий к новому человеку. И одним из этих жильцов была Антонина Антоновна.
Конечно, когда ты видишь пожилую женщину, сразу срабатывает стереотип, что она будет высказывать какие-то претензии к тебе, жаловаться на властей, родных, соседей и прочее. А на деле оказалось, что она настолько деликатная в плане замечаний, уравновешенная (за все годы общения с ней, я не слышала ни одного окрика), доброжелательная.
Когда мы с ней познакомились, ей было 85 лет. Она ходила с палочкой, но довольно бодро. В это время немного стало беспокоить ее зрение, но она вязала. За несколько месяцев она связала полосатый плед для внука на полуторную кровать. Позже, когда она стала совсем терять зрение, и жила уже у своей дочери, она ей крутила клубки из пряжи, чтоб той было удобно вязать. Настолько ей нужно дело, чтоб быть полезной другим.
Она очень любит спортивные передачи, особенно биатлон. Похоже, она знает всех спортсменов по имени, не знаю с какого времени))) Этот интерес она сохранила до сих пор. Правда, теперь она эти спортивные передачи слушает, а не смотрит.
Еще, что меня поражало, так это то, что в 87-88 лет, при плохом зрении, она собрала большую картину из 4 000 пазлов. Эту картину германским замком Нойшванштайн, ее дочь приклеила на картон и повесила ей в комнате. До сих пор стоит перед глазами этот вид, когда сидит около окна и перед ней на столе пазлы, разложенные по кучкам (синие, зеленые, голубые, серые), и она их постепенно одну за одной подгоняет друг к другу почти вслепую. Собирала она эту картину пару месяцев только в дневное время.

Я на фоне картины немецкого замка Нойшванштайн из пазлов
К сожалению, я очень мало знаю о ее жизни. Есть лишь краткие мои воспоминания. Она училась в конце 30-х годов в Ленинградском техникуме, по распределению попала в Загорск (ныне Сергиев Посад). Там она вышла замуж за финна, у них родилось два ребенка: дочка и сын. Муж через несколько лет после замужества как-то трагически погиб, и она осталась перед войной одна с двумя малолетними детьми.
Помню, она рассказывала, что в перед войной декретный отпуск был 60 дней. То есть месяц до рождения и месяц после рождения. Потом ребенок был в яслях, куда она прибегала два раза в день, чтоб покормить грудным молоком своего ребенка.
Потом во время Великой Отечественной Войны их Загорский Оптико-Механический завод, где она работала, эвакуировали в Томск. Перед этим она успела вывезти своих детей к родителям в Вологодскую область. В Томске она прожила 2 года вдалеке от детей и родных, в очень тяжелых условиях, впроголодь. Как она рассказывала, она ела баланду из крапивы. И после этого до конца жизни она не могла даже слышать про эту траву, так как сводило челюсть. Жила на квартире у очень сложных людей, снимала угол. А когда в 1943 году стало понятно, что завод будут возвращать обратно, ее вызвал начальник и под видом командировки отправил ее забрать детей и обустроиться в Сергиевом Посаде. Потому, как говорил он, при возвращении большого количества людей, будет очень ажиотаж на жилье.
Она поехала за детьми, вышла на ближайшей станции. И эта ближайшая станция находилась за 200 км от деревни, в которой жили родители. И в то военное время, не было ни какого транспорта, и она прошла босиком (потому что туфли очень быстро натерли ноги) это расстояние за 3 дня! Я даже представить не могу себе этого.
Ее рассказ, который я рассказала в нескольких предложениях, к сожалению, не передает ее переживаний, той интонации, с которой она рассказывала, и тех чувств, которые они вызвали у меня. Но хотела бы, чтоб вы тоже соприкоснулись к ним, даже через такие скупые фразы.
В ее жизни было много и скорбей (самая большая потеря – смерть сына в 40-летнем возрасте), и радостей. Я всех не знаю, но думаю, каждый может понять в каких условиях она жила, воспитывала своих детей. Она не отдала в детский дом, не вышла замуж, чтоб себя устроить, всю жизнь прожила в коммунальной квартира. С каким количеством людей жила, сколько повидала, сколько перенесла трудностей! По ее словам старалась всеми способами избегать конфликтов. И при этом сохранила оптимизм, позитивность, целеустремленность, желание жить. Она с человеком любого возраста находила тему для общения, всегда интересовалась делами другого, забывая о себе, не жалуясь, а лишь констатируя факт, что что-то там болит, но, как говорит, Антонина Антоновна, «прорвемся»!!!

Сергиев Посад Долгопрудный 100 летняя женщина Зыкова Антонина Антоновна
Жители (бывшие и настоящие) коммунальной квартиры в Сергиевом Посаде с Антониной Антоновной
В тот день, я даже представить не могу, сколько позвонило и пришло людей ее поздравить. И мы с моей подругой также присоединяемся к этим поздравлениям! Желаем, чтоб ее ценили ее родные (да, у нее уже два пра-правнука), чтоб она еще сохраняла свою бодрость духа. И многая и благая ей лета!!!!


16 комментариев:

  1. Я сегодня в новостном блоке читала о ней. В мире осталось в живых всего 5 человек, родившихся в 1917 году. Один поляк и 4 русских женщины

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таня, как интересно! Дай, пожалуйста,ссылку на этот новостной блок. В поисковике выдаются только мои статьи.

      Удалить
    2. Такие Дела — Дети 1917
      takiedela.ru в контакте есть группа "Проект 1917", много интересного написано

      Удалить
    3. Таня, спасибо! Но посмотрела сайт "ТАкие дела", там ее нет. Там совсем другие женщины. И мне все таки кажется, что 100-летних должно быть чуть больше.
      Интересно, если в этот проект написать об Антонине Антоновне, они смогут ее найти и пообщаться?

      Удалить
    4. Думаю, что да! Надо написать обязательно!

      Удалить
  2. Я тоже присоединяюсь к поздравлениям к 100-летнему юбилею Антонины Антоновны! Низкий ей поклон и крепкого здоровья!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа! Я эту статью написала в начале в контакте. Там было около 100 просмотров и 8 перепостов. Было много поздравлений этого человека. Я звонила 2 дня назад Антонине Антоновне, рассказала про это, что ее поздравляют люди, которые были тронуты ее жизнью. Она очень была растрогана таким вниманием.
      Через мою статью о ней вспомнила еще одна девушка, живущая некоторое время в той же коммунальной квартире. Тоже была рада узнать, что она жива еще и в добром здоровье (относительно конечно) и памяти. Она ведь до сих пор обладает уникальной памятью (помнит дни рождения моих детей) и юмором.

      Удалить
  3. Наташенька, спасибо огромное за этот рассказ! Моя тётушка и свекровь, к сожалению, не дожили до такого юбилея, умерли обе в 93 года. Нужно помнить о таких людях, рассказывать о них побольше, чтобы детки наши знали, чтобы ПОМНИЛТИ!

    ОтветитьУдалить
  4. Нашла твою страничку В Контакте. Подписалась. Я сейчас В Контакте чаще бываю, чем в блоге....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Валентиновна, спасибо! Да, таких людей нужно знать и помнить о них. А им самим очень приятно, что на старости лет они интересны, они не забыты.
      Спасибо, что подписались в контакте. Но я планирую все статьи оттуда за последний месяц перенести и сюда.

      Удалить
  5. Очень интересный рассказ о такой замечательной женщине, я тоже поздравляю Антонину Антоновну и желаю здоровья и хороших людей вокруг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, спасибо за искреннее пожелание! Я вновь звонила Антонине Антоновне и передала все ваши поздравления! Она была очень растрогана!

      Удалить
  6. Поздравления Антонине Антоновне из Волгограда! Пожелания здоровья!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, спасибо! Я передала))) И очень рада, что эта история жизни во многих вызвала большой отклик!

      Удалить
  7. Наташа, огромное спасибо за рассказ! Многая лета Антонине Антоновне! Я не перестаю удивляться мужеству (по-другому не скажешь) женщин той поры. Столько пережить и в этих переживаниях не сломаться, а закалиться и сохранить тепло души, да ещё и щедро им делиться с другими! Моей бабушке 7-го ноября исполнилось бы 100 лет, я тоже пост про её жизнь писала. Столько перекликается всякого из судеб их ровесниц!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, спасибо тебе! Да, тяжесть жизни тех лет нам вряд ли прочувствовать (но наверно и не нужно. Уж очень страшна была ноша). Но они выжили, пережили и дали жизнь другим.
      Обязательно у тебя прочитаю про твою бабушку. Жаль, я была подростком, когда была жива моя прабабушка и мало интересовалась ее судьбой. А ей было, что рассказать.

      Удалить

С огромным вниманием читаю Ваши отзывы, принимаю советы и с радостью отвечаю!

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...